Про «зоопарк программ» на рынке. И регулярные эксперименты с приложениями

Росток ☘️ | Посажено: 15 мая, 2021 – Прополото: 05 янв, 2023

Это сложно назвать статьёй или даже заметкой. Больше похоже на Daily Notes, только записи заношу не ежедневно, а когда попало :0)

Когда разговор идёт про органайзеры и приложения для заметок, то меня искренне удивляют дискуссии на тему, что та или иная программа лучше. И регулярные вопросы «Какую программу лучше выбрать?».

Пока не попробуешь — не узнаешь. Такие вот дела 😂. Приходится экспериментировать и долгосрочно всё тестировать.

Несколько мыслей и тезисов по этому поводу.

Тезис-1:

Стиль обучения, ведения заметок и задач, проведения исследований — вещь очень индивидуальная. Зависит не только от психотипа человека, но и от контекстов использования. Поэтому и рабочие процессы, и подборка инструментов у каждого своя. Нет готовых решений.

Одно из следствий этой индивидуальности: кто-то предпочитает программы-комбайны, а кто-то наоборот, любит использовать специализированные решения под каждую из задач.

Тезис-2:

Нет «лучшей» методики и «лучшего» приложения. У каждого человека вырабатывается собственная система и комбинация фреймворков / инструментов. Делается это только методом постоянного поиска и экспериментов.

Тезис-3:

Стоит быть готовым к тому, что систему придётся регулярно переделывать. Растёте вы, меняется ваше мышление, меняются рабочие контексты и личные потребности ➜ вслед за этим должна меняться и система (подборка инструментов и приложений).


Мне нравится пример из книги «How To Take Smart Notes». В ней говорится, что:

  • Основная проблема писательства (writing) в том, что процесс состоит из нескольких абсолютно различных по наполнению этапов, а нас всю жизнь учили делать их все сразу одновременно.
  • Хотя в каждом из этапов: требуется разный режим работы мозга, разный по типу набор работ, разные требования к функционалу приложений.
  • Разделяйте этапы. Стройте из них свой workflow (цепочку) со своим набором процессов и инструментов. И будет вам счастье.

Весной 2021 я похожим образом поступил с существующим на рынке зоопарком программ для ведения заметок и баз знаний. Взял этот пример за основу и немного расширил его суть.

Для тестирования разделил приложения по контекстам, каждая из программ делала то, что у неё в данный момент лучше получается. И чуть больше полугода так работал:

  1. Roam Research ➜ Был основным инструментом для ведения заметок (картотека и дневник). На тот момент, единственный аутлайнер, являющийся законченным зрелым продуктом, поэтому альтернативы ему не было.

  2. Obsidian ➜ Был основным инструментом под классическую личную Базу знаний (wiki): разбитая по рубрикам куча линейных (long-form) документов.

  3. RemNote ➜ Основной кандидат. Использовал под написание конспектов со встроенными интервальными повторениями.

  4. Logseq ➜ Второстепенный кандидат. Частично дублировался логически обособленный кусок базы из Roam. Встроенный импорт позволял быстро перекидывать заметки.

Тут у меня было 3 типа разных материалов (работ), по сути автономных и независимых друг от друга. Поэтому получилась хорошая рабочая связка.

  • Тестировал себе потихоньку все 3 аутлайнера. Смотрел как и в какую сторону они развиваются;
  • В случае отказа от какой-то из программ — пришлось бы переносить в 3 раза меньше информации.

Эксперимент на самом деле затянулся, обычно в таких случаях хватает и пары месяцев для чёткого понимания, что лучше подходит.

Но аутлайнеры нового поколения по сути только-только появились. Не зря назвал это «зоопарком», т.к. сложившегося рынка просто ещё не было (в течении года десятки новых note-taking apps появлялись):

  • RemNote в 2021 году начал переход из стадии «pet-проект» в «полноценный стартап». Почти полгода не выпускали крупные релизы, как таковой не было команды разработчиков. Но уже существующая версия 1.3 была очень многообещающей, из-за этого за приложение и держался.
  • А Logseq был дико «сырой», в совсем ранней стадии разработки. Они только-только закончили рефакторинг архитектуры и начали массово добавлять новые функции (куча багов).

Поэтому физически было не понятно, получится из них вообще что-то или нет.

В конечном счёте, с декабря 2021 с Roam Research перешёл полностью на RemNote, т.к. команда начала стабильно выпускать релизы, опубликовала roadmap и получила первые инвестиции. Потом в январе 2022 перенёс в него и классическую Базу знаний (wiki), отказался от Obsidian.

На какое-то время после этого успокоился и просто наблюдал за тем, что происходит на рынке.


На 2023 год наклёвываются очередные эксперименты (и маятник по аутлайнерам качнулся :0)

Прошлый год прошёл под эгидой активной разработки — это когда деятельность есть, но результата пока нет 😄

Приложения, что отслеживаю, «пилили» новые глобальные функции. И к концу года таки допилили. Порадовали Anytype и Logseq, плюс появилось пара новичков. Есть что снова потестировать и попробовать «закрыть» часть насущных кейсов.

В 2022 пришлось так же отказаться от некоторых старых инструментов (из соображений риск-менеджмента), нужна им замена. Заодно, кстати, окончательно перешёл на Linux (до этого всё как-то эпизодически им пользовался).

Планирую экспериментировать

➊ С направлением «управление коллекциями» (обобщённый Reference manager).

Что-то типа Zotero, но не для книг, а для всех остальных типов информации: картинки, медиа, каталогизация разных подборок.

  • Основной кандидат Anytype, они сделали сильный рывок в функционале в прошлом году. Есть ещё интересная штука, которую совсем недавно подсказали, Tellico
  • Если Capacities к осени сделает полностью local-first приложение под Linux, то можно будет и его рассмотреть в качестве кандидата.

➋ Будет опять много времени выделено на Logseq (и частично на Emacs).

Фундаментально созрел до полноценного освоения Datalog и Org-mode, после полутора лет хождения кругами :0). И то, и другое как раз в нём присутствует. С практической точки зрения, чтобы не зря усилия были потрачены:

  • Есть отдельный большой блок в базе знаний, который запланировал в него перенести, чтобы потом встроенным Publish в виде сайта публиковать (pet-проект «United Apps»).
  • Logseq первым из аутлайнеров добавил в приложение полноценный Infinite Canvas (бесконечный холст). Можно наконец-то экспериментировать со связкой «whiteboards + notes», отрабатывать новые workflows (потом перенести их в другое приложение уже проще).

Для меня это «больная тема», пару лет уже про необходимость такой связки всем рассказываю (мозг выношу) 🤣

➌ Выбор нового todo-менеджера.

Прошлый год вёл проекты / задачи по сути на коленке, благо их не так много было (простые todo можно и в RemNote вести), от выбранных ранее таск-трекеров пришлось отказаться (санкции :0).

Буду наблюдать за Legend, в нём ожидаются в 2023 серьёзные улучшения. И экспериментировать с процессами опять же в Logseq, раз уж он и так задействован по другим направлениям.

По результатам экспериментов может интересная пертурбация получиться в постоянной подборке инструментов.

Разработчики RemNote начали откровенно утомлять своим бардаком в головах и процессах. И может получится так, что AnyType + Logseq в своих новых ипостасях окажутся удобнее и более предсказуемые.

Закрою даже глаза на то, что по многим параметрам RemNote более зрелый продукт и имеет уникальные фишки.

Комментарий: для меня аутлайнеры превратились уже в объект исследования (и хобби), поэтому и работаю полноценно одновременно с несколькими :0) Но большинству людей вовсе не обязательно так часто "играться" и менять приложения.

В целом, история за 2 десятилетия показывает, что обычно приложение живёт у меня минимум 5 лет (MLO, OneNote, ПланФикс), прежде чем появлялся смысл его действительно менять. Более частая смена — скорее исключение.


Что у нас в backlog

  • Не закрыт пока вопрос с приложением для «Writing» (написание крупных текстов для публикации на стороне). Смотрим и тестируем разные варианты. Ждём, вдруг нужные функции появятся в имеющихся инструментах.
  • Нужен инструмент для «Publication» (сервис / хостинг) ➜ Публикация материалов на своём домене и на сторонних площадках. Пришёл к выводу, что за основу надо брать какую-то Headless CMS для централизованного хранения материалов, а с неё уже буду настраивать автоматическую публикацию в нужных местах. Смотрю варианты.
  • Возможно, так же получится выбрать инструмент для обработки мелкогранулярной информацией (посты в VK, discord, telegram, twitter и т.п.). Либо основательница Unigraph хоть что-то наконец выпустит, либо опять же Capacities «созреет».
  • Потенциально может выскочить какой-нибудь интересный вариант «Календаря» (специализированная вариация с доп. функционалом). Хотя тут вопрос абсолютно не критичен, просто спортивный интерес.
  • Есть несколько направлений в рамках командной работы, где так же требуются новые инструменты, но по ним явных кандидатов на тестирование пока нет (впрочем, как и срочности). Просто отслеживаю, что происходит на рынке.

В целом, по инструментам у меня сейчас такая раскладка

set of working tools