Популярность templates (шаблонов) для микро-автоматизаций

Status: Росток ☘️ | Planted: Nov. 15, 2021 − Last tended: Feb. 10, 2022

Почти год активно наблюдаю за ProductHunt, ну и для кучи за парочкой сервисов, смежных с теми, что сам использую.

И складывается впечатление, что продажа готовых templates, с преднастроенными базами и процессами, приняла массовый характер.

В комьюнити у сервисов ClickUp / Notion / Airtable / Coda можно было и раньше делиться своими шаблонами. Но теперь авторы подходят к этому, как к созданию отдельного продукта с дальнейшим его продвижением.

Массовое размещение готовых Templates на ProductHunt − показательный пример. Интересную серию шаблонов как раз там «откопал».

Истоки тренда

Все вышеуказанные ресурсы в основном ориентированы на западный рынок, поэтому первопричины тенденции там и надо смотреть. А там у нас, куда не плюнь, теперь или Creator, или Indie Maker 🤣

Сильно выросла прослойка людей, которые, по сути, являются самозанятыми. Причин для этого несколько, но это уже вне контекста данной заметки. Отмечу только, что не считаю этот тренд долговременным.

Самозанятый — это прямой аналог микро-бизнеса. А в микро и малом бизнесе, традиционно, хаос и бардак с процессами. И такие вот готовые микро-автоматизации с помощью шаблонов, как раз помогают частично бардак упорядочить.

Создают эти шаблоны в основном тоже инди-мейкеры :0)

Основная ниша

Простые процессы (simple processes) и желательно всё-в-одном. Это, кстати, хорошо заметно и по популярности самих сервисов, и по размеру / составу их community, и по предлагаемым на рынке шаблонам.

Notion, а за ним и ClickUp быстро набрали популярность, благодаря своей выделяемой простоте и возможности закрывать несколько пользовательских кейсов.

А та же Coda, которая позволяет строить более сложные системы, но и труднее в освоении — менее популярна.

Фактор цены здесь точно не играет большой роли, для бизнес-инструмента не так важно стоит он 4 или 10 USD в месяц (особенно на западе).

———

Но есть другой интересный пример более «масштабного» применения Templates

На уровне уже не одного человека, а команды / малого бизнеса. Касается он обучения всяким модным нынче темам: User Research, Content marketing и т.п.

Примеры привожу для простоты именно по теме User Research.

Мысль вкратце:

Можно не просто учить людей проводить исследования и с помощью статей рассказывать про разные фреймворки, а сразу давать им готовый рабочий инструмент, в котором они смогут по отлаженному процессу:

  1. Планировать и проводить исследования,
  2. Работать с этими готовыми фреймворками,
  3. И с результатами своих исследований,
  4. Эффективно структурировать и сохранять данные всех исследований,
  5. И передавать их по «цепочке» в другие отделы,
  6. А материалы обучения будут контекстно встроены в него.

Специально отмечу, что имеется в виду не какой-то там «тренажер» или «набор документов», а именно рабочий инструмент.

Для чего:

Существующие форматы обучения (курсы, интенсивы) дают плохой результат.

Причина всё та же − отсутствие упорядоченности процессов в малом бизнесе.

Знания и практику на курсе мы получим, но вот применять их с пользой внутри компании будет проблематично. «Система» не даст.

Так как процесса проведения исследований, последующего анализа / хранения результатов и превращения их в готовый продукт − у нас нет. А как его выстроить и внедрить в масштабах компании − нас не учат.

То есть, здесь первична потребность не просто узнать «как проводить исследования», а наладить сам процесс проведения исследований.

Иначе всё скатывается к:

  • Абсолютной бессистемности (директор раз в полгода вспоминает: «а запили-ка мне опросик»);
  • Информация сохраняется и обрабатывается в куче «табличек» Google и так и остаётся там «похороненной». Даже если в Notion вести, то выглядит это не лучше :0)
  • Многие вещи, изученные на курсах, элементарно забываются, из-за не регулярного использования.

И вот готовые Templates как раз тут хорошо подходят

Coda, ClickUp позволяют смоделировать нам в виде шаблона такой инструмент и «запихать» внутрь него обучающие материалы.

Автор курса в итоге не просто рассказывает «как делать» и делится опытом, но и сразу показывает как у него организован процесс. И этот процесс мы «забираем» с собой.

Ключевое: это легко масштабируется, поэтому может быть массовой услугой, доступной даже небольшим компаниям (командам). И это не «какие-то там видео-курсы» :0) Пользы гораздо больше.

———

Факультативно. Примеры разного рода templates

Подборка templates от Product Marketing Alliance. Это ближе к "Шаблоны документов" и немного "Процессы". Сделано в Coda.io

Есть и совсем простые и очень объёмные. Вверху посередине размещена менюшка для переключения между элементами.

У ClickUp есть своя библиотека шаблонов для наиболее популярных у клиентов сценариев. В том числе, на тему Product Management, Marketing, создание контента разного рода.

Только с этим сервисом будьте внимательнее, у меня лично с ним не сложилась работа. Поэтому советую пообщаться с другими пользователями, в телеграмм есть чат по ClickUp.