Какие изменения произошли с приложением AnyType за полгода (12/2021 − 06/2022)

Последний раз смотрел возможности приложения в начале декабря. На тот момент оно было ещё «сыровато», не хватало элементарных функций, часто используемых в работе.

Но подошёл срок очередной «контрольной точки» для теста программы. Так что сел разбираться, что нового за эти месяцы появилось.

Краткое описание приложения, для тех кто про него не слышал

Anytype - это персональная база знаний, которая позволяет вам фиксировать, описывать и связывать любую по формату информацию.

В основе приложения лежит графовая база данных (graph database). То есть, вся информация в Базе хранится в виде связанного графа.

  • Визуально и частично по функциям схож с Notion, позволяет в том числе работать в формате имитирующем его «Database». Но архитектурно и по задумке − более специфичная штука :0)
  • Не стоит рассчитывать, что когда-нибудь это будет 1-в-1 копия Notion. Здесь нет такого упора на work management (управление задачами) и data management (формулы, трансформация данных). У приложения другой фокус:

− В текущей ипостаси он гораздо ближе к Zotero и Eagle. Терминология и функционал даже есть с ними схожий. Но те узко заточены под управление библиографией / медиа, а AnyType позволяет любыми объектами управлять.
− А архитектурно схож с TheBrain, где граф − в основе и первичен.

  • Local-first. Все данные в первую очередь хранятся локально на компьютере, а уже после этого синхронизируются с узлом резервного копирования Anytype или другими вашими устройствами.
  • Для alpha-тестеров пока работает автоматический неотключаемый бекап в облако (по сути синхронизация). Заявлено, что в будущем он так и останется для них бесплатным.
  • Для бекапов и синхронизации используется сквозное шифрование, IFPS и Peer-to-Peer.
  • Есть приложения для Desktop и Mobile устройств.
  • Desktop и мобильные приложения будут выложены как Open Source, после выхода стабильных версий. И всегда будут бесплатны.

Вы можете использовать Anytype для создания задач, заметок, идей, документов, рабочих процессов и многого другого и упорядочивать их по своему усмотрению. Будущие версии позволят вам делиться своей работой и безопасно сотрудничать с другими.

Видео с руководством по функциям на настольных и мобильных устройствах (от 09.12.21, 21 минута) → Помогает сложить общее представление о возможностях приложения.

Это запись с одного из онбордингов, немного устарела (не «засвечены» часть новых функций), но ещё адекватна.

Общие новости

Приложение формально остаётся в закрытой «Alpha». То есть, доступ по предварительной записи с онбордингом.

По моим оценкам, к концу года могут уже и в открытую Beta выйти. На это наталкивает то, что:

  • Разработчики AnyType обещают в течении полугода начать выкладывать исходный код в open source.
  • В roadmap появились функции, которые они планируют монетизировать (API, collaboration для команд и т.п.).

Сами разработчики пишут, что «альфой» они считают приложение, в котором ещё не реализованы все задуманные ими функции. То есть, оно вполне рабочее, но т.к. пока есть не все фишки - будет Alpha.

Онбординги сейчас проводятся коллективные, в виде презентации и ответов на вопросы. Свободные места есть практически всегда. Проводятся в Zoom, по времени занимает 1 час. Так что можно примерно за неделю записаться и получить доступ к приложению.

Что успели сделать за последние полгода

Появился Sidebar (самая запрашиваемая функция)

Боковая панель имеет те же разделы (Коллекции, Избранное, История и т.д.), что и Главная страница приложения. Ее можно закрепить сбоку или автоматически скрыть, чтобы не отвлекать внимание при написании.

Расширены функции в «Коллекциях» (Sets):

Они как раз выполняют роль, схожую с Database в Notion.

  • Появились представления информации в виде Gallery и List view.
  • В табличном виде теперь можно полноценно работать с записями. Появились групповые операции и расширены возможности фильтрации, сортировки. Можно быстро добавлять новые столбцы (Relations).

Не сильно-то теперь от Notion отличается 😁

Блочный редактор

  • Теперь можно вставлять PDF-файлы и просматривать их содержимое прямо на холсте.
  • Появился блок ToC (оглавление).

Другие улучшения:

  • Добавили большое количество всплывающих подсказок в приложении (Tooltips). И для новичков это реально очень полезно, т.к. принципы работы программы серьёзно отличаются от привычных.
  • Улучшены возможности экспорта. Появилась возможность экспортировать в markdown конкретную страницу со всеми связанными элементами.
  • Блокировка страницы. Чтобы предотвратить случайное редактирование, и включить режим только для чтения для всех устройств.
  • Огромное количество мелких улучшений в интерфейсе.

Чего пока нет, но скоро появится (Features under development):

  • Kanban view в «Коллекциях» (Sets).
  • Inline Sets → Возможность встраивать Коллекции в любые страницы.
  • Simple Tables → классические таблицы. Пока вставлять получается только с помощью LaTeX-блоков.
  • Web Clipper для сохранения веб-страниц в базу.

Чего нет, появится, но сроки не ясны (скорее всего в пределах 6 месяцев):

  • Совместной работы со страницами (collaboration, secure object sharing).
  • Возможность делиться страницами в web.
  • Возможность указывать конкретную папку в файловой системе для хранения данных.
  • Календарное представление записей в Коллекциях (Sets).
  • Recurring/repeated tasks.
  • API и готовые интеграции, например, с Google Calendar.

Общий вывод для себя:

Решил взять приложение на длительный тест, пока под ведение разных списков (подборки приложений, книг, курсов и т.п.). Для подобных задач функций уже достаточно.

В RemNote функционал атрибутов / databases ожидается только ближе к концу года. Как раз до этого времени можно будет «поиграться» с AnyType.

Для новичков, к чему надо быть готовым:

0️⃣ Приложение в alpha-стадии. То есть, нет 100% гарантии сохранности ваших данных.

По внутренней статистике разработчиков потерь данных уже давно нет (или крайне редкие одиночные инциденты). Но тем не менее, либо не рекомендуется хранить в программе критически важные вещи, либо регулярно делайте ручные бэкапы.

Можно делать резервные копии всей папки Anytype (открывается через меню File) или с помощью экспорта в markdown.

1️⃣ Это универсальное приложение, которое старается охватить широкий круг задач.

Поэтому, при лобовом сравнение со специализированным софтом оно всегда будет проигрывать.

По крайней мере в текущей реинкарнации. В принципе, тоже самое можно сказать и про Notion, и про все схожие с ним программы.

В моём случае, если в лоб сравнивать, то для ведения заметок ⇒ Удобнее RemNote. Для задач ⇒ функциональнее Quire или PlanFix. Для хранения библиографии ⇒ Zotero. У них есть свои специфичные функции, заточенные под конкретные задачи.

Проблема решаема. В будущем у сторонних разработчиков появиться возможность делать под AnyType свои «mini-apps», что позволит «закрывать» часть узко-специфичных требований.

2️⃣ Придётся привыкать к новой модели данных.

Ничего сложного, но нужно подключать абстрактное мышление 🤣, есть серьёзные отличия от других программ.

  • Что всё в программе − это «Объекты» (Objects).
  • Связи между объектами (Relation) − это тоже объекты.
  • «Задача», «Проект», «Заметка», что угодно другое − это «Типы» (Types). Объекты, которые описывают как должны выглядеть другие объекты.

Для метаданных (атрибутов) и построения связей между «Объектами» в приложении используются Relations. И это поначалу может ввести в замешательство.

Всё-таки «Свойства» и типы «Связей» у той же заметки / задачи − это разные по предназначению вещи, а тут их решили «запихать» в одну функцию. Но дело на самом деле привычки.

В итоге, совет дам тот же, что и при освоение RemNote. Прежде чем разбираться с приложениемчитайте справку / пересматривайте видео.

Просто так с наскоку большинству пользователей в приложении не разобраться. И будут возникать претензии из серии: «Невозможно найти перечень всех файлов в программе. Не могу добавить нужные поля на странице. Зачем к странице обязательно применять какой-то template...»

3️⃣ Вместо «Баз данных» Notion, здесь «Коллекции» (Sets) − набор объектов, отвечающих определённым условиям.

В отличие от «Баз данных», «Коллекции» не хранят сами записи. Они лишь показывают все объекты, которые соответствуют определенным критериям.

Например, у нас есть тип объекта − «Задача». Создавать новые «задачи» мы можем находясь где угодно в программе.

Чтобы увидеть все имеющиеся задачи в одном месте → надо создать «Коллекцию», в которой указываем, что хотим из нашей Базы знаний отобрать объекты такого-то типа.

Получаем на выходе уже что-то похожее на database в Notion, с которыми можем играться: применять разные Представления (Views), фильтры, сортировки и т.д.

При этом, мы по факту никак не привязаны к данной «Коллекции»:

  • Мы так же продолжаем создавать новые «Задачи» где угодно. Они автоматически по условиям отбора отобразятся потом в Коллекции.
  • Разных «Коллекций» для одного типа объектов у вас может быть сколь угодно много, каждая со своими настройками фильтрации и отображения.
  • Удаление «Коллекции» никак не влияет на сами «Задачи».

4️⃣ При установке AnyType в базе уже есть два десятка преднастроенных «Types» с «Relations»

Задача, проект, книга, статья, заметка, персона и т.п. Это здорово облегчает знакомство с программой.

Но! Удалить эти готовые сущности пока нельзя. Придётся временно мириться со всем предложенным зоопарком :0)

Так же есть проблемы с удалением созданных вами Relations, поэтому не советую сильно увлекаться кастомизацией на первых порах. Старайтесь по максимуму использовать встроенные варианты. Или очень вдумчиво подходить к созданию новых.

Обходным путём можно переименовывать созданные Relation, чтобы как-то их переиспользовать (или пометить как не используемое). Сделать это можно в любом «Set», в котором это отношение присутствует.

Чуть позднее появится возможность как удалять, так и добавлять новые преднастроенные объекты из так называемой "Use Case Library". Функция прямо сейчас в разработке (ETA до 1.5 месяцев).

5️⃣ При построении сложных Баз знаний (много объектов / типов / relations) может появиться путаница при настройке и в работе.

Многократно проверено по другим сервисам и приложениям 😆

Обычно эта проблема решается с помощью фильтров в Relations, более жёсткой их привязкой к конкретным типам данных и т.п. Чтобы при повседневной работе лишняя информация не «лезла» на глаза. Здесь пока всё в зачаточном состоянии.

Но появится, никуда не денется. Во всех приложениях рано или поздно эти функции добавляют.

6️⃣ Меня лично бесит отсутствие многопанельности :0)

Вещь, которая на мой взгляд должна присутствовать по умолчанию в таком классе приложений (работа с информацией).

После RemNote, Roam Research, Obsidian постоянно пытаешься нажать «shift + click», чтобы открыть ссылку в отдельной панели :0)